Статья из латвийского журнала «Авто», примерно за 1994 год.
Э. Лиепиньш, В. Янсонс, фото И. Апкална
Авто без государственного регистрационного номера словно письмо без почтовой марки. Когда количество моторизованных самоходов ещё можно было сосчитать на пальцах, никому и в голову не приходило, что через пару лет эти трескучие, стреляющие устройства возьмут да пронумеруют, как обыкновенные коляски извозчиков. В1899 году таблички с номерами привинтили к автомобилям Мюнхена, в 1900 году обязательное их использование утвердили в Париже, в 1901 — в Нью-Йорке, в 1903 — в Лондоне... Хотя в Риге самоходных экипажей было так мало, что их владельцев городовые знали в лицо, губернатор Видземе подписал местные правила, предусматривающие, что начиная с 1904 года, техническое состояние автомобилей и здоровье их водителей будет проверять специальная комиссия. После уплаты налога она выдаст владельцам регистрационные знаки транспортных средств единого образца. Из-за отсутствия опыта или по бюрократическим соображениям номерные знаки рижских автомобилей — покрытые белой краской металлические таблички с чёрными цифрами — приходилось менять каждый год и всякий раз прикреплять к левому переднему крылу и сзади авто. Отдельные, собственные номерные знаки вводились в Видземе, Курземе и Латгалии.
На заре ХХ века каждый водитель авто представлял собой нечто особое, был существом необычным. Поэтому входившая в силу нумерация транспортных средств моторизованным индивидам казалась несколько оскорбительной. В 1901 году берлинский коммерсант Рудольф Херцог, желая как-то особенно угодить своей жене, добился, чтобы в регистрационном номерном знаке его нового авто в сокращённом виде было увековечено имя супруги Иоанны Анкер - «ИА—1». Это лингвистическое обозначение ослиного крика стало традиционным в номерах берлинских автомобилей. Сомнительно, чтобы в Латвии были возможны такие экстравагантные шалости.
В 1909 году видземский губернатор установил для каждого полицейского участка свой диапазон нумерации. Например, в Рижском, Валмиерском, Цесисском и Валкском уездах предписывалось использовать номера от 500 до 1000. Номерные знаки должны быть прямоугольными. Красный номер на белом фоне, закреплённый на табличке с чёрными цифрами, - так выглядела единственно правильная «визитная карточка» автомобиля.
Всё течёт и изменяется. В 1913 году у номеров автомобилей, зарегистрированных в Риге, должны быть белые цифры с буквами «РА» на красном фоне. И в 1914 году вид номерного знака опять изменился: размер таблички — 20х30 см, в нижней строчке — название губернии. У номерного знака Видземской губернии фон был белый, а надписи и цифры — ярко-красного цвета. В Курземе знаки зарегистрированных автомобилей имели чёрную надпись на жёлтом фоне. Установленная высота цифр — 5 см. В Юрмале, например, выдавали номера от 1 до 49, в уезде — от 50 до 99, в Риге — от 1000 до 2000. По регистрационному номерному знаку можно было определить принадлежность автомобилиста к одному из трёх рижских автоклубов. У автомобилей членов клуба уголки номеров были закруглены, а сами знаки маркировались горизонтальной полосой: светло-голубая — первый Балтийский автомобильный и аэроклуб, жёлтая — Рижский клуб автомобилистов, зелёная — Балтийский автомобильный клуб. При поездке за границу к автомобилю полагалось прикреплять овальный международный опознавательный знак — R (RUSSIA). Гораздо лаконичнее были регистрационные знаки автоводителей царской армии — на белой основе буква славянского алфавита и трехзначное число.
По количеству автомобилей уже в то время можно было оценивать уровень материального благосостояния народов Европы. К сожалению, в Латвии после первой мировой войны автомобилей оставалось так мало, что до самой середины двадцатых годов не было необходимости их как-то учитывать. В 1925 году управление полиции издаёт инструкцию о езде на автомобилях и утверждает регистрационные автомобильные знаки единого образца. Содержание инструкции не изменялось пятнадцать лет — вплоть до второй мировой войны, что свидетельствовало о стабильности жизни и образцовом порядке в учёте транспортных средств. Регистрационный номерной знак имел прямоугольную форму, на белой основе чернели цифры от 1 до 2900. Диапазон цифр делился по округам: Цесис — от 2302 до 2320, Даугавпилс — от 2701 до 2716, Елгавский уезд — с 2801 по 2900... В тридцатые годы номерные знаки дополнили — в левом углу указывалось название города и цифра, обозначающая год.
Чиновникам государственных учреждений казалось само собой разумеющимся, что каждый заинтересованный в состоянии купить книгу карманного формата в прекрасном перелёте. В конце книжки напротив регистрационных номеров указывались все состоящие на учёте в Латвии автомобили, их марки, адреса владельцев и сфера использования авто (армейские автомашины имели общепринятые номерные знаки, но по военным соображениям их перечень в карманной книжке представлен не был). В 1940 году, с установлением в Латвии советской власти, вводится новая система регистрации. На чёрной табличке размером 20х11 см белой краской изображён псевдогосударственный символ «LR» и цифры, а в левом нижнем углу — отштампован треугольный знак государственной автоинспекции с текстом на русском языке.
Летом 1942 года Дорожная инспекция местного самоуправления, находившаяся под контролем вооружённых сил Германии, вводит новую систему регистрации, в основу которой положен деление по виду транспортных средств:
- для легковых автомобилей LS от 1 до 5000;
- для автобусов LS, начиная с 5001;
- для грузовых автомашин LT от 1 до 5000;
- для пожарных, санитарных и др. автомобилей LT от 5001.
И этим знакам была суждена недолгая жизнь, короче школьных каникул: в октрябре 1942 года в оккупированных вермахтом(?) областях вводят немецкую систему регистрации, согласно которой номерные знаки прямоугольной формы должны быть белыми(?) с чёрными надписями. В Лат...(?) и Литве полагалось использовать сокращение «RO» (Reichskommissariat Ostland), на территории Латвии — пятизначные цифры от 30000 до 49999. Такой порядок оставался в силе до конца 1944 года, а в «Курземском колте» - вплоть до капитуляции немецкой армии в мае 1945 года.
И снова шофёры привинчивали номера нового образца. На этот раз стандартные чёрные знаки прямоугольной формы с белыми четырёхзначными цифрами и буквами славянского алфавита - «ЗК», сообщавшими людям осведомлённым, что средство сообщения зарегистрировано в Латвийской ССР. В пятидесятые годы число автомобилей настолько вовзросло, что существовавшая система нумерации оказалась непригодной. В связи с этим в пятидесятые годы вводятся новые версии номеров. О регистрации авто в Советской Латвии свидетельствовала комбинация букв на жёлтом фоне номерного знака, начинавшаяся с «К». Стандарты 1958 года автоинспекции СССР предуматривали чёрные номерные знаки. О принадлежности к Латвии информировали буквенные сочетания ЛА и ЛТ. Последняя реформа номерных знаков СССР датируется 1980 годом, когда каждый из них должен был соответствовать определённому виду транспортных средств. По номерному знаку — чёрные буквы и цифры одинаковой высоты на белой основе — безошибочно определялась и принадлежность авто государственному предприятию или частному лицу. Русская буква «п» (от слова «пьяница») перед цифрами номера оригинальным образом предупреждала, что водитель автомашины с «зелёным змием». Через определённое время эту «Каинову печать», которой многие нисколько не стыдились, водитель мог обменять на обычный номер. В поездках за границу полагалось пользоваться номерными знаками серий ВРН и НЕА. В одном «бородатом» анекдоте утверждается, что буквы ВРН служили напоминанием автотуристам: «Вернись, родной, назад!». По примеру Эстонии автоинспекция Латвии стала заменять в номерных знаках СССР русские буквы латинскими...
Новые времена — новые регистрационные знаки транспортных средств. В 1993 году министр сообщения Латвийской Республики А. Гутманис торжественно преподнёс Рижскому мотормузею для вечного хранения в экспозиции белый номер с изображением в правом верхнем углу красно-бело-красного флага - «АА-1».
***
2489. В тридцатые годы номерные знаки дополнили, указывая в левом углу навзание города и цифру года.
LR 715. После социалистической революции в 1940 году автомашины пронумеровали такими знаками, сокращение «LR» ещё не считалось политически предосудительным.
RO 30491 - Reichskommissariat Ostland. Век этих номерных знаков образца 1942 года оказался длиннее школьных каникул — в «Курземском котле» они были действительны до мая 1945 года.
ЛО 32-70. Волна моторизации пятидесятых годов. Может, кто-нибудь ещё помнит эти жёлтые номера разных серий, которые вводились в начале пятидесятых годов?
35-91 ЛТЕ. 1958 год. Номерные знаки становятся чёрными. Кое-кто с такими номерами уже не существующего государства ездит и после тридцати шести лет...
***
Текст набран Орловым Романом с фотографии статьи журнала «Авто» за 1994 год.
www.avtonomer.net